Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей с ограниченными возможностями здоровья в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно.
Социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Организационно-педагогическое обеспечение
Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходима адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностей детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса.
Для успешной организации работы с детьми инвалидами школа укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические работники систематически проходят специальные курсы повышения квалификации для получения необходимых знаний в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
-
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
-
возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры Школы;
-
санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в Школе;
-
пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в Школе.
По созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил были проведены мероприятия:
- оборудован пандус в соответствии с нормативами;
- обустроена площадка для входа в школу;
- двухстворчатые дверные проемы;
- кресло-коляска для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Родителям
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни класса и школы.
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-
Каждый человек способен чувствовать и думать.
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
-
Все люди нуждаются друг в друге.
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Главная задача программы "Доступная среда" - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни.
В рамках реализации Государственной Программы «Доступная среда», в образовательной организации реализованы мероприятия по созданию условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, не имеющих нарушений развития. Данные условия обеспечивают комфортную атмосферу для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вход - пандус присутствует, предусмотрена двустворчатая распашная дверь.
Конструктивные особенности здания МКОУ "СОШ им. А.Т.Кучмезова с.п.Герпегеж" не предусматривают наличие подъемников.
Имеется специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ "СОШ им.А.Т.Кучмезова с.п.Герпегеж" создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинский кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медицинская помощь обучающимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Одним из приоритетных направлений работы МКОУ СОШ с.п.Герпегеж является формирование здорового подрастающего поколения через питание. Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.
Информация о доступе к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям
Информационно-образовательная среда Школы включает в себя
- культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
- компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
В МКОУ СОШ им.А.Т.Кучмезова с.п.Герпегеж присутствует доступ к сети Интернет по выделенной линии с пропускной способностью до 50 Мбит. Все компьютеры школы подключены к информационно-коммуникационной сети и имеют выход в Интернет. Из них 1 компьютер установлен в библиотеке , 1 в учительской, 12 ноутбуков в кабинете информатики (ЦОС), 11 ноутбуков в кабинетах Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», в учебных кабинетах - 4 компьютера. Все обучающиеся с ОВЗ имеют полный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям школы.
Условия питания обучающихся.
МКОУ "СОШ им.А.Т.Кучмезова с.п.Герпегеж" имеет собственную столовую. Столовая школы рассчитана на 62 посадочных мест для организации горячего питания обучающихся. В школе ведется контроль за качеством приготовления пищи. За 2022-2023 учебный год не выявлены случаи негативного последствия питания учащихся в школьной столовой. Целенаправленная системная работа по определению добросовестных партнеров-поставщиков, строгий контроль качества поставляемой продукции дают хорошие результаты. В этом процессе участвуют и органы общественно-государственного управления (Управляющий совет, Родительский комитет). Бесплатными горячими завтраками охвачены все учащиеся начальной школы – 38 человек. Двухразовым бесплатным горячим питанием охвачены 4 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует столовая для 5-11 классов.
В целях доступности получения образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов школой обеспечивается:
1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта в сети «Интернет» для слабовидящих;
2) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения школы, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Положение об организации индивидуального обучения детей с ОВЗ на дому
АООП ООО обучающегося с расстройствами аутистического спектра
Индивидуальный учебный план на 2023-2024 уч.г. для обучающегося с РАС